Перейти к публикации

Молитва о погибших: история появления Минуты молчания

ilya
  • · 2 минуты на чтение

«Внимание. Внимание. Говорит и показывает Москва. Работают все центральные каналы телевидения, крупнейшие радиостанции России. Смотрите и слушайте Москву!». Каждому, кто проживает в странах бывшего Союза, знакомы эти слова. Именно с них начиналась передача, созданная в память обо всех павших в годы войны.

Трагедия, скорбь, благодарность, обещание быть достойными своих предков – такие эмоции переполняют всех, кто внимает голосу диктора Игоря Кириллова. Голос Левитана следующего поколения звучит под волнующую музыку, а затем слышен перезвон Кремлевских колоколов и торжественно-тревожный стук метронома.

Раз… два… пять… десять… Это стучат сердца многих тысяч людей, которые склонили голову перед погибшими воинами, подпольщиками, партизанами, тружениками тыла, замученными в концлагерях, пропавшими без вести, перед искалеченными судьбами миллионов людей. «Вечная память…! Вечная слава…!».

88-12514093f.jpg

«Минута молчания» длилась всего несколько минут, но рождалась долго и мучительно – по слову, по запятой: иногда за один день удавалось написать лишь две строчки. Идея передачи принадлежит сотруднице службы информации Центрального телевидения Иране Казаковой. Над «Минутой молчания» работали сразу несколько отделов. Готовый текст передали режиссеру радио Екатерине Тархановой.

Она-то и призадумалась о том, кто достоин читать такие слова: диктор, озвучивающий ежедневную информацию, не подходил для такого, особого, случая, а профессиональный актер мог привнести слишком много театрального. Диктора нашли почти случайно: в коридоре остановили молодую сотрудницу Веру Енютину и предложили ей. С выбором не ошиблись: пока диктор читала, все в студии застыли и боялись дышать. Так родилась радиоверсия передачи.

Однако нужен был и вариант для телевидения. Тут работа еще осложнилась поиском нужных изображений: что должно быть на экране? Начали искать среди гор документальных кинокадров, оставшихся с годов войны. Потом решили пригласить актрису Наталью Левицкую, похожую на известный образ с плаката «Родина-мать зовет». Все варианты тут же отметали.

И лишь незадолго до 9 мая появилась идея показать огонь – одновременно как символ и войны, и памяти. Однако тогда могилы Неизвестного солдата с вечным огнем еще не существовало. Живой огонь решили устроить прямо в студии. Пожарные, газовики, рабочие, декораторы взялись за работу. Установили высокую стену, которая на экране смотрелась сложенной из гранитных плит, выбили надпись «Память павших». Поставили гипсовую чашу и разожгли огонь. Тогда же родилась мысль использовать ставший впоследствии знаменитым звук метронома: он словно отсчитывает время и самой войны, и прошедших с того времени лет.

А на следующий день после выхода передачи в редакцию полетели тысячи писем со всей страны. Оказывается, в это время, в 18:50, во многих театрах столицы были прерваны спектакли. Останавливались троллейбусы и автобусы, возле репродукторов собирались толпы. Передача взволновала сердца миллионов людей, которые выходили на улицы, чтобы воздать должное тем, кого унесла война.

88-12514093f.jpg.ab7c21e08522ca883db619829eb689d3.jpg

  • 0
  • 6 309

0
6,3k

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...